Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
9 заседание НОЦ межкультурных исследований им. А.А. Леонтьева будет посвящено психолингвистическим аспектам изучения полиглотии. В его рамках содокладчиками выступят автор книг об изучении психологических и лингвистических стратегий полиглотов Д.Б. Никуличева и секретарь международной ассоциации полиглотов «Amici Linguarum» Г.А. Казаков.
В докладе Г.А. Казакова «Феномен полиглотии и его изучение: материалы, вопросы, тенденции» будет представлен обзор современных данных о полиглотии (владении многими языками) как лингвистическом, психологическом и культурном феномене. Полиглотов можно назвать особым типом межкультурной личности, а их мозг – высокосовершенной языковой лабораторией. Понимание когнитивных процессов, позволяющих полиглотам добиваться их выдающихся результатов, может помочь в решении насущных проблем языкового образования, языковой политики и межнационального общения.
Первая часть выступления будет посвящена публикациям и др. источникам данных по теме полиглотии. До недавнего прошлого владение множеством языков воспринималось как редкое искусство, однако к настоящему времени накопилось определенное количество материалов, позволяющих посмотреть на этот феномен с исследовательской точки зрения. Во второй части доклада будет рассказано о современном движении полиглотов, истории его возникновения и конференциях. Третья часть сообщения будет посвящена тому, что имеющиеся источники данных позволяют сказать по основным вопросам полиглотии: как можно определить полиглота, как измерить знание языка, сколько языков (и в какой степени) может знать человек, сколько времени необходимо для достижения многоязычных знаний.
В докладе Д.Б. Никуличевой «Изучение лингводидактических стратегий полиглотов – к разработке теории полиглотии и практики ее применения» будут продемонстрированы методы изучения поведенческих и речевых стратегий полиглотов с целью их применения в практике изучения иностранных языков. На опыте полиглотов прошлого и наших современников будет представлена обобщенная модель языковой личности полиглота, определены инвариантные стратегии, а также проанализированы их вариантные проявления в зависимости от когнитивных и перцептивных особенностей конкретного индивида.
Будет проанализирована динамика субъективной метафоризации полиглотом ключевых концептов <LANGUAGE>, <LANGUAGE LEARNER> на разных этапах изучения нового языка.
Будут предложены способы применения опыта полиглотов в таких аспектах изучения иностранного языка, как мотивация, постановка цели, построение эффективной временной программы изучения языка, формирование собственного наиболее успешного речевого поведения, а также совершенствование таких необходимых для изучения любого языка навыков, как произношение и понимание на слух, запоминание лексики и усвоение грамматики, беглое речевое общение, интенсивное чтение и креативное письмо на изучаемом языке.
В заключение Г.А. Казаковым будут обозначены некоторые перспективы дальнейших исследований в области индивидуального многоязычия.
Сведения о докладчиках:
Казаков Григорий Александрович – доктор английского языкознания (PhD, Япония), профессор кафедры иностранных языков и лингвистики Московского гуманитарного университета, секретарь Международной ассоциации «Amici Linguarum», член правления Американского общества геолингвистики, член лаборатории исследований над социолингвистическими аспектами языка при Институте русистики и востоковедения Гданьского университета (Польша)
Никуличева Дина Борисовна – д.ф.н., проф., г.н.с. сектора германских языков Института языкознания РАН, профессор по кафедре скандинавских, нидердандского и финского языков переводческого факультета МГЛУ, автор трех книг и более 140 публикаций по германистике, скандинавистике, теории перевода, психолингвистике и лингводидактике, в том числе автор двух научно-популярных книг, поддержанных грантами РГНФ по изучению феномена полиглотии: "Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов" и "Говорим, читаем, пишем: Лингвистические и психологические стратегии полиглотов".